Воскресенье, 21.10.2018, 00:11
КУЛЕШОВСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Сайт Стяжкиной О.А.
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Яндекс.Погода
Мини-чат
Наш опрос
Какие книги, о чём ты любишь читать? Какие вопросы тебя интересуют?
Всего ответов: 751
Национальная элект
Московская областн
Москвоская областная государственная детская библиотека
Обл.биб.Величкиной
Детская библиотека
КулЬтура РФ
Портал Культура.рф
Дети России
«Дети России Онлайн»
Почемучка
ПочемуЧка - детский развивающий портал Почемучка - портал для детей и ихродителей
Для малышей
Солнышко
Детский портал «СОЛНЫШКО»
Классные часы
Образовательный портал Классные-часы.Ру
Я родитель!
Россия - без жестокости к детям!
Хостинг презентаци
Хостинг презентаций
Интернет для детей
KINDER.RU - Интернет для детей -->
Чтение - свет!
ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
Кулешовка
           


  Дорогой читатель! Если ты учишься в школе или в любом другом учебном заведении, то эта страничка будет тебе полезна и станет незаменимым помощником, ведь здесь собраны основные произведения, предусмотренные общеобразовательной программой по литературе. Читай литературную классику, которую составляют высокохудожественные произведения. Это подарит тебе не только массу новых познаний, незабываемых впечатлений и положительных эмоций, но и ...хороших оценок. 
                                                                                                           
ЛОМОНОСОВ М. В.
(Биография) Родился 19 ноября 1711 года в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии - умер в 1765 году.)
"Гениальный сын великого народа" - так кратко, но глубоко охарактеризовала Ломоносова газета "Правда" (передовая статья от 18 ноября 1936 г.) 
  Ломоносов - наша национальная гордость, один из гениальных представителей нашей культуры. Хорошо о нём сказал  Пушкин: "Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Как человек Ломоносов воплотил в себе лучшие черты русского народа: многогранную творческую одарённость, широчайшую любознательность, беззаветную любовь и преданность Родине, энергию и работоспособность, железную силу воли и упорство в преодолении препятствий. В своём лице Ломоносов совмещал многостороннего учёного, инженера, поэта, общественного деятеля. И в каждой области знания и литературы он сказал своё слово, внёс ценнейшие вклады в русскую и мировую культуру. Ломоносов, сын крестьянина-рыбака, своей деятельностью наглядно показал, какие гениальные творческие силы таятся в русском трудовом народе. 
 Ломоносов был глубокий и страстный патриот, горячо любивший свой народ, свою страну, желавший видеть её просвещённой и богатой. Его патриотизм, патриотизм просветителя, выражался главным образом в борьбе за просвещение страны, за развитие русской науки и национального искусства, за подъём народного благосостояния. Подлинный гимн родной стране и русской науке поёт он в своей оде 1747 г. В этой и других одах он призывает научных деятелей смелее исследовать народные богатства страны, овладеть ими для общего подъёма государства, помочь поставить на научную основу промышленность и сельское хозяйство., силой науки покорять природу, облегчать труд человека.
Трудно было Ломоносову достичь высот научного знания, ещё труднее было развивать русскую науку. Приходилось вести напряжённую борьбу и с засевшими в академии наук немцами, презиравшими Россию и всячески препятствовавшими развитию русской науки, делу создания русской интеллигенции, и с придворным дворянством, и с самими императорами. А сколько лишений, периодов "несказанной бедности", разнообразных препятствий, создаваемых ему врагами из среды учёных и писателей, пришлось преодолеть великому русскому учёному, поэту. Но ни перед кем и ни перед чем не отступал Ломоносов, никогда не поступясь своей честью и чувством собственного достоинства. Эту черту характера Ломоносова высоко оценил Пушкин. "Дело в том, - пишет Пушкин, - что расстояние от одного сословия до другого в то время ещё существовало. Ломоносов, рождённый в низком состоянии, не думал возвысить себя наглостью и запанибратством с людьми высшего состояния. Но зато умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей".
Любовь к Родине вдохновляла Ломоносова и давала ему силы, как он сам говорил, "терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий, к распространению наук в отечестве, что мне всего дороже... За общую пользу, а особенно за утверждение наук в отечестве". 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. 1821 - 1878.
Некрасов родился в местечке Немирово на Украине, а детство провёл в селе Грешнево, на берегу Волги, неподалёку от Ярославля. Позже, став поэтом, он так говорил о своих жизненных впечатлениях:
 "В НЕВЕДОМОЙ ГЛУШИ, В ДЕРЕВНЕ ПОЛУДИКОЙ
Я РОС СРЕДЬ БУЙНЫХ ДИКАРЕЙ,
И МНЕ ДАЛА СУДЬБА ПО МИЛОСТИ ВЕЛИКОЙ,
В РУКОВОДИТЕЛИ ПСАРЕЙ.
ВОКРУГ МЕНЯ КИПЕЛ РАЗВРАТ ВОЛНОЮ ГРЯЗНОЙ,                              
  БОРОЛИСЬ СТРАСТИ НИЩЕТЫ,
  И НА ДУШУ МОЮ ТОЙ ЖИЗНИ БЕЗОБРАЗНОЙ 
  ЛОЖИЛИСЬ ГРУБЫЕ ЧЕРТЫ
Отец поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убеждённым крепостником. Его главный жизненный интрес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжёлого характера. Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости. Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнёс их "любезной маменьке". Любовью к ней озарено всё его поэтическое творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме "Мать" (1877) 
И ЕСЛИ Я ЛЕГКО СТРЯХНУЛ С ГОДАМИ 
С ДУШИ МОЕЙ ТЛЕТВОРНЫЕ СЛЕДЫ 
ПОПРАВШЕЙ ВСЁ РАЗУМНОЕ НОГАМИ, 
ГОРДИВШИЙСЯ НЕВЕЖЕСТВОМ СРЕДЫ, 
И ЕСЛИ Я НАПОЛНИЛ ЖИЗНЬ БОРЬБОЮ 
ЗА ИДЕАЛ ДОБРА И КРАСОТЫ, 
И НОСИТ ПЕСНЬ, СЛАГАЕМАЯ МНОЮ ЖИВОЙ ЛЮБВИ ГЛУБОКИЕ ЧЕРТЫ - 
О, МАТЬ МОЯ, ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ! 
ВО МНЕ СПАЛА ЖИВУЮ ДУШУ ТЫ!  
 Некрасов, ещё совсем юным, сумел преодолеть предрассудки помещичьей среды и почувствовать своё кровное родство с угнетёнными и обездоленными. Помните, маленький герой стихотворения "На Волге" (1860) был потрясён зрелищем бурлацкого труда и песней бурлаков, которая напоминала вой или "мерный похоронный крик". Сложный процесс становления человека неизменно интересовал поэта, начиная с первых зрелых его произведений. Одно из самых ранних и самых сильных стихотворений Некрасова, посвящённых нравственному раскрепощению молодой души, - "Родина" (1846). Оно звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, "не чернилами, а кровью". Поэт сурово обвиняет ту среду, которая его окружала в детстве. Но это суд и над самим собой:
И ВОТ ОНИ ОПЯТЬ, ЗНАКОМЫЕ МЕСТА
ГДЕ ЖИЗНЬ ОТЦОВ МОИХ БЕСПЛОДНА И ПУСТА,
ТЕКЛА СРЕДИ ПИРОВ, БЕССМЫСЛЕННОГО ЧВАНСТВА,
ГДЕ РОЙ ПОДАВЛЕННЫХ И ТРЕПЕТНЫХ РАБОВ
ЗАВИДОВАЛ ЖИТЬЮ ПОСЛЕДНИХ БАРСКИХ ПСОВ,
ГДЕ БЫЛО СУЖДЕНО МНЕ БОЖИЙ СВЕТ УВИДЕТЬ,
ГДЕ НАУЧИЛСЯ Я ТЕРПЕТЬ И НЕНАВИДЕТЬ,
НО НЕНАВИСТЬ В ДУШЕ ПОСТЫДНО ПРИТАЯ,
ГДЕ ИНОГДА БЫВАЛ ПОМЕЩИКОМ И Я...  
Так никто из русских поэтов ещё не говорил о своём детстве. Своё детство Некрасов видит совсем по-иному:
ВСПОМИНАЯ ДНЕЙ ЮНОСТИ - ИЗВЕСТНЫХ
ПОД ГРОМКИМ ИМЕНЕМ РОСКОШНЫХ И ЧУДЕСНЫХ, -
НАПОЛНИВ ГРУДЬ МОЮ И ЗЛОБОЙ И ХАНДРОЙ, -
ВО ВСЕЙ СВОЕЙ КРАСЕ ПРОХОДЯТ ПРЕДО МНОЙ...
 Эти горькие, иронические слова предшествуют воспоминаниям о самом дорогом человеке - о страдалице матери, чью жизнь сгубил "угрюмый невежда". В словах поэта, обращённых к ней, рядом с любовью, жалостью, восхищением слышится и упрёк: 
тебя пугала мысль восстать против судьбы, 
ты жребий свой несла в молчании рабы... 
но знаю: не была твоя душа бесстрастна, 
она была горда, упорна и прекрасна... 
Какие, казалось бы, несовместимые оценки: рабская покорность и гордость, боязнь восстать против судьбы и упорство... Сложны, противоречивы, мучительны чувства поэта. Но в горьких обвинениях и самообвинениях можно заметить единую, прочную основу: суровую требовательность человека к себе и близким, способность чувствовать себя ответственным за всё зло, всю несправедливость окружающей жизни.
"Родина" - не только поэтическое воспоминание о детстве, об отце, матери, сестре, няне. Автобиографическая достоверность сочетается здесь с широкими обобщениями. Недаром поэт говорит не "жизнь отца", а " жизнь отцов моих..." Речь идёт о поколениях крепостников... И трагическая судьба матери, её духовный облик, её жизненная позиция - воплощение того, что типично было для русской женщины, образ которой пройдёт в дальнейшем через всё творчество Некрасова. "Родина" открывает новую страницу в истории русской поэзии. Автора этого стихотворения можно назвать одним из создателей исповедальной лирики. Исповедальная обнажённость души, честность и глубина самоанализа в лирике Некрасова неотделимы от её социальной широты, от гражданского накала. Эта лирика суровой и неотступной совести, пробуждающей ненависть во имя любви, требующей ответственности за всё, что происходит вокруг. 
ПРИМИРИСЬ ЖЕ С МУЗОЙ МОЕЙ!
КТО ЖИВЁТ БЕЗ ПЕЧАЛИ И ГНЕВА, 
Я НЕ ЗНАЮ ДРУГОГО НАПЕВА.
ТОТ НЕ ЛЮБИТ ОТЧИЗНЫ СВОЕЙ! 
ПОЭЗИЯ СЕРДЦА. 
Высоко оценивая сборник 1856 года, Чернышевский особенно восторженно отозвался о любовной лирике Некрасова. "Поэзия сердца, - утверждал критик, - имеет такие же права, как и поэзия мысли". В сборнике был помещён цикл стихотворений, посвящённых писательнице А. Я. Панаевой. Это своеобразный лирический дневник, поэтическая иповедь любящего сердца. Но в отличие от обычного дневника и от традиционной любовной лирики здесь говорит, чувствует, страдает не только сам поэт, но и любимая им женщина. Лирический монолог нередко превращается как бы в диалог. Вчитайтесь в одно из стихотворений панаевского цикла, и вы отчётливо услышите в нём диалог двух сердец.
"Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно
Твой весёлый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь.
...................................................
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперёд - в это тёмное море -
Без обычного страха гляжу.
(1847)
 Любовь в стихах Некрасова светла и трагична. Сфера любви не замкнута, жизнь вторгается в неё со всеми своими горестями, противоречиями, обидами. Так появляются стихи о ссорах, размолвках, душевном охлаждении: "Я не люблю иронии твоей..." (1850), "Мы с тобой бестолковые люди..." (1851). Вот одно из таких стихотворений:
Тяжёлый год - сломил меня недуг,
Беда застигла, - счастье изменило, -
 не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила!
Истерзана, озлоблена борьбой
С своими кровными врагами,
Страдалица! Стоишь ты передо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами.
И далее - мучительный спор: она произносит "ужасные упрёки, жестокие, неправые"... Он пытается её остановить: "Я друг, я не губитель твой! Но ты не слушаешь..."
Здесь чувствуется отважная искренность некрасовской лирики. Поэт корит себя, тщетно пытается оправдаться перед любимой женщиной и перед самим собой, обвиняя её, обвиняет и себя. И всегда в её стихах сострадание и раскаяние сильнее обиды. Общее свойство некрасовской поэзии - единство интимного и социального - ясно проступает и в его стихах о любви. Счастье, свобода, доверие, нежность - всё это взаимосвязано в стихах. Такое направление в русской лирике впервые проложил Пушкин, осмелившийся соединить в поэтическом образе разные чувства, как любовь к свободе и любовь к женщине.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Некрасов, идя по этому пути, открывает новые связи мира человеческой души с бесконечным миром действительности.
Лирика природы.
Своеобразие Некрасова - пейзажиста чувствуется во всех его стихотворениях, где изображена природа. Прочитайте, например, его стихотворение "Перед дождём" (1846)
"Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок"
Природа у Некрасова рисуется в движениях. Глаз художника подмечает  точные приметы надвигающегося ненастья. В лирике традиционно сопоставление состояния природы и настроения человека. Некрасов вносит в эту традицию обостренную социальную чуткость, постоянное, зримое или ощущаемое, присутствие гражданской настроенности поэта. Фантазия читателя разбужена, его мысли и чувства направлены к тем проблемам, которые неотступно тревожат поэта. Но картины природы не исчезают, не заслоняются картинами общественной жизни, не превращаются в аллегории: то и другое сохраняется в сложном единстве духовной жизни автора. Эта особенность некрасовской лирики отчётливо видна в лирической миниатюре, созданной поэтом в годы,  когда в Москве и Петербурге шло обсуждение намечавшейся крестьянской реформы:
"В столицах шум, гремит витий (оратор),
Кипит словесная война,
А там, во глубине России -
Там вековая тишина,
Лишь ветер не даёт покою
Вершинам придорожных ив,
Да выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землёю,
Колосья бесконечных нив..."
Здесь очевиден контраст, обнажающий пропасть между ожесточёнными спорами в образованных слоях общества, спорами вокруг вопросов о будущем России, о благе народа и т. д. и самой крестьянской Россией, словно бы застывшей, заснувшей в тишине, которая неведомо что в себе таит. Но здесь можно увидеть и другое: крестьянская Русь выступает в образе прекрасной и величественной земли, выступает как основа жизни и мера всех ценностей. Великолепны лаконизм и ёмкость некрасовского образа Руси: шесть строк создают ощущение бескрайнего пространства, лежащего под высоким небом, овеянного тихим ветром. Здесь нет никаких иносказаний, намёков на крестьянскую долю или сомнительные блага реформы. Но так сказано о колосьях, о нивах, о матери-земле, что читатель вовлекается в думы поэта о настоящем и будущем родины, о колоссальных силах ещё не пробудившегося богатыря-народа. 
 Природа в лирике Некрасова обычно связана с представлением о нравственных ценностях, о крестьянском труде, о народном отношении к жизни. Поэтому некрасовские пейзажи, и печальные, и светлые, обычно отличаются оптимизмом.
 Гимн природе и человеку, способному понять мудрость и добро живой красоты звучит в знаменитом "Зелёном Шуме" (1862). Это одно из замечательных произведений русской и мировой лирики. Прекрасно возрождение природы, переданное взятым из народной поэзии образом Зелёного Шума. Зримый и слышимый одновременно, образ этот создаёт представление о свежем, бодрящем весеннем ветре, о шорохе нежной зелени, о просыпающихся жизненных силах, о вечной юности и любви.
"Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено - 
И   воздух и вода!
И не менее прекрасно изображение поэтом возрождение человеческой души. Стихотворение построено как исповедь крестьянина, которому изменила жена. В душе его кипят гнев, обида, жажда мести. Но сильнее всех этих чувств - любовь. Ведь даже об измене своей "ХОЗЯЮШКИ" он говорит: "Да с ней беда случилась". И  уже в одном этом слове "беда" скрыты жалость, и прощение. Некрасов показывает, как под воздействием красоты и радости, разлитых вокруг, в душе человека побеждают светлые чувства. Концовка стихотворения выражает уже не только переживания рассказчика, она звучит как высокий нравственный закон жизни.
 "ЛЮБИ, ПОКА ЛЮБИТСЯ, ТЕРПИ, ПОКА ТЕРПИТСЯ, ПРОЩАЙ ПОКА ПРОЩАТСЯ, И - БОГ ТЕБЕ СУДЬЯ!"
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. (1860-1904)
Особенности художественного мироощущения Чехова.
 Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Идеи революционного народничества и противостоящие им либеральные теории, ещё недавно безраздельно царившие в умах семидесятников , теряли живую душу, застывали, превращались в схемы и догмы, лишённые окрыляющего внутреннего содержания. Это эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних программах спасения и обновления России отозвалась в творчестве Чехова скептическим отношением ко всяким попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей. Чехов, не удовлетворённый наличными итогами, более ценит сам жизненный процесс. Языку логических понятий и отвлечённых рассуждений он предпочитает язык художественного образа, язык интуитивных догадок и прозрений. Чем более пристально вглядывался Чехов в застывающую в самодовольстве и в равнодушном отупении жизнь, тем острее и проницательнее, с интуицией гениального художника ощущал он пробивавшиеся сквозь омертвевшие формы к свету ещё подземные толчки какой-то иной жизни, с которой Чехов и заключил "духовный союз". Какой будет она конкретно, писатель не знал, но полагал, что в основе её должна быть такая "общая идея", которая не усекла бы живую полноту бытия, а как свод небесный, обнимала бы её. "Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа".
 Всё творчество Чехова - призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Проницательные друзья писателя в один голос отмечали внутреннюю свободу как главный признак его характера. В отличие от писателей-предшественников, Чехов уходит от художественной проповеди. Ему чужда позиция человека знающего истину или хотя бы претендующего на знание его. Авторский голос в его произведениях скрыт и почти незаметен.  В отказе от прямого авторского высказывания, в нежелании сковывать свободу читательского восприятия проявлялась вера Чехова в могучую силу искусства. Он добивался облагораживающего влияния на читателя самого художественного слова, без всякого посредничества. Он достиг исключительного умения схватывать общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Реализм Чехова - это искусство воссоздания целого по бесконечно малым его величинам. "В описаниях природы, - замечал Чехов, - надо хвататься за малые частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало стёклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром тень собаки или волка". Он призывал своих собратьев по перу овладевать умением "коротко говорить о длинных предметах" и сформулировал афоризм, ставшим крылатым: "Краткость - сестра таланта". Путь Чехова к эстетическому совершенству опирался на богатейшие достижения реализма его предшественников. Шутки Чехова тоже построены на сверхобобщениях. Рисуя образ лавочника в рассказе "Панихида", он замечает: "Андрей Андреевич носил солидные калоши, те самые громадные, неуклюжие калоши, которые бывают на ногах только у людей положительных, рассудительных и религиозно убеждённых". В повести "В овраге" волостной старшина и писарь "до такой степени пропитались неправдой, что даже кожа на лице у них была какая-то особенная, мошенническая". 
 А из повести "Степь" мы узнаём, "что все рыжие собаки лают тенором". Обратим внимание, что юмор Чехова обнажаем характерные особенности его художественного мироощущения: он основан на возведении  в закон любой мелочи и случайности. Фасон калош говорит о религиозных убеждениях их хозяина, а цвет собачьей шерсти напрямую связывается с особенностью собачьего голоса.
Более подробный материало творчестве А. Чехова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Льва Толстого вы можете прочесть в книге: Лебедев Ю. В. Литература /Лебедев Ю. В./ Учеб. пособие для учащихся 10 кл. В 2-х част

Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Флаг России
"Приазовье" газета
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сказки Пушкина
    РУССКИЕ СКАЗКИ.
    В МИРЕ СКАЗОК
    ЗАРУБЕЖНЫЕ СКАЗКИ.
    ДЕТЯМ О ПРИРОДЕ.
    КНИГИ О ВОЙНЕ
    Полезно знать
    САЙТ ПРОВЕРЕН
    Copyright MyCorp © 2018